Блог:

25 месяцев без корпораций. Я соскучилась?

В последнее время несколько моих фрилансовых друзей вернулись на работу в офисы. На хорошую работу, в хорошие офисы. Еще недавно мы вместе радовались свободе от корпоративных норм и рамок, как уже обсуждаем то, чем хороши корпорации. Ну, на самом деле, человек такое существо, что ему всегда чего-то не хватает. И в разные периоды жизни он с одинаковым комфортом и энтузиазмом будет чувствовать себя и в роли фрилансера, и в роли собственника, и в роли наемного. В этом посте я решила собрать то, чего откровенно не хватает в работе с малым бизнесом и с частными подрядчиками на фрилансе. Да и вообще не хватает за рамками корпораций. Мнение обобщено, образ собирательный мопед не мой, я просто разместил объяву, все совпадения — случайны.

Другие посты из этой серии читайте в рубрике БЕЗ КОРПОРАЦИЙ.

  1. Бюджеты. Первое, и самое, конечно, главное, по чему я скучают вне корпораций — это огромные бюджеты. Огромные по сравнению с маленькими кампаниями и частным бизнесом, конечно. Когда ты работаешь в корпорации, тебе все время мало и не хватает. Работа с большими бюджетами — дело ответственное, но она дает тебе определенную степень свободы, ощущение масштаба. Ты можешь пробовать, эксперементировать, правильно таргетировать, масштабировать, короче, разделять и властвовать. Этого очень не хватает на фрилансе, когда приходится объяснять, что хорошая рекламная кампания в Интернет не может стоить 100 $ в месяц.
  2. Системность. Как ни крути, система, выстроенная в корпорации, позволяет значительно облегчить многие процессы взаимодействия. Ну, например, ты обязан ответить на электронное письмо коллеги, начальства или подчиненного. Это даже не обсуждается. В некоторых компаниях установлены даже сроки для ответов на письма и согласования документов — не более 2 дней. Это позволяет автоматизировать и упростить процесс коммуникаций между всеми. За пределами ж корпораций начинается адский ад, к которому сложно привыкнуть, ибо ты всегда думал, что после отправки e-mail — мяч уже на стороне другого игрока. На фрилансе все не так: отправил письмо — позвони, позвонил — напомни в вайбер, напомнил в вайбер — маякни в фейсбуке, не достучался в фейсбуке — найди домашний телефон и добей… И так повторять до достижения нужного тебе результата 🙂 Честно говоря, это отнимает очень много времени и сильно раздражает.
  3. Подрядчики. Когда ты работаешь в корпорации, все просто горят желанием с тобой сотрудничать. Подрядчики соревнуются в в желании тебе угодить, сроки соблюдаются, документы оформляются вовремя, цены падают… Просто прелесть какая-то. Это напрямую, конечно, связано с пунктом 1, ибо нигде нет такого бюджета, как в корпорациях. Очень жаль, что многие подрядчики после твоего увольнения из корпорации забывают про круговорот воды в природе и про напиться из колодца, но речь не об этом… Работая с маленькими бюджетами, ты вынужден выбирать подрядчиков по остаточному принципу. И они по любому будут косячить, срывать сроки, вести себя как неадекватные люди. Потому что им по сути наплевать на свою репутацию за ваши небольшие деньги. А жаль!:( И никто не знает где мы будем завтра 🙂
  4. Оплата труда. Оооооо! Это ж наша любимая тема и то, почему многие фриланесеры все же выбирают снова корпорации. Хорошие корпорации, как правило, ценят труд своих сотрудников и готовы платить за ценные кадры. Там знают адекватные расценки по рынку труда и почти никогда не будут торговаться, если специалист важен. Не, ну бывают разные ситуации, конечно. Но на моей памяти их было минимум. В свободной же «фрилансовой» зоне играют совсем по другим правилам. Не, ну где вы видели, чтобы PR-специалист выполнял полный комплекс работ за 150 $ в месяц? Ну, допустим, качество спорное. Но ведь люди хотят, чтобы и специалисты высокого уровня оказывали услуги за столько же. И это печаль. Ибо всем не объяснишь. Да и надо ли?
  5. Стратегический уровень. Чем еще хороши корпорации, что добравшись до определенной ступени, ты получаешь возможность мыслить и работать на стратегическом уровне. На фрилансе ты неизбежно вынужден скатывать в операционку из-за пункта 1. С одной стороны, это хорошо, потому что ты все время держишь руку на пульсе и можешь быстро реагировать на любые изменения и колебания, с другой — это плохо, потому что сильное вовлечение в операционку лишает тебя возможности мыслить глобально, выстраивать стратегию и видеть ситуацию масштабно. И вообще, обидно, когда вместо того, чтобы изучать конкурентов, проводить сравнительный анализ и строить планы, ты бодаешься с типографией, которая неправильно нанесла логотип:)

В общем, к чему это я? А к тому, что во всем есть свои плюсы и минусы. И хочется, конечно, чтобы плюсов было больше. Хоть ты свою корпорацию строй:)