Бранч с Бертой
Олег Лимон: Творчество должно быть искренним, только тогда оно настоящее
#brunchwithberta
Интервью с Алексеем Хлестовым в проекте Бранч с Бертой, в котором мы затронули тему «наводнения» кавер-бэндов и их влияния на развитие нашей эстрады, получило такой широкий резонанс, что я решила: несправедливо будет не выслушать представителей кавер-лагеря. Пользуясь служебным положением, в качестве аппонента я выбрала солиста своего любимого бэнда. Вы ж меня простите?:)
Знакомьтесь – Олег Лимон – лидер кавер-группы No Comment band. Музыкант, исполнитель, композитор, автор текстов и виолончелист. На воскресный бранч в отель Renaissance Minsk Hotel Олег пришел вместе со своей супругой Татьяной, которая по совместительству является менеджером группы. Скажу по секрету, что общение наше бранчем не ограничилось. А позитивом я зарядилась на целую неделю.
Лимон – не значит «кислый».
– Олег, почему Лимон? Что-то ты не похож на кислого парня. Даже, скорее, наоборот:)
– Это прозвище совсем не связано с вкусовыми свойствами лимона. Вообще никак! Это детское прозвище, которое у меня появилось, если я не ошибаюсь, лет с 7. А все потому, что у меня есть старший брат, которого все называли «Миллион» и который постоянно таскал меня за собой. Ну и меня, как мелкого, стали называть «Лимоном» – созвучно с «Миллионом». Так и приклеилось.
Каверы vs авторское творчество.
– Олег, я смотрю в этом году, куда ни плюнь – везде No comment band? С чем связана причина роста популярности: с всеобщим ростом интереса к кавер-бэндам или с уходом ex-вокалиста?
– У нас всегда было много работы, почти все шесть лет, что мы существуем. Мы начинали как кавер-бэнд, играли по клубам, корпоративам, а потом появилась и авторская программа. Это как-то само собой получилось – сначала на репетициях стали что-то наигрывать-напевать, потом появились песни, и даже целая живая программа, с которой мы стали ездить по фестивалям под тем же названием – No comment band. Как ты знаешь, в самом начале у нас был немного другой состав и другой солист. Потом мы с ним немного не сошлись во взглядах по поводу авторской программы, и нам пришлось разойтись…
– Но сейчас, насколько я понимаю, ваша программа в основном состоит из каверов?
– Кавер-бэнд – это способ заработать деньги, для того, чтобы была возможность заниматься авторским творчеством. Такова и была главная цель – зарабатывать музыкой на то, что хочется творить. А не работать днем на заводе, а вечером петь в клубе…
– А у тебя есть музыкальное образование?
– Да. Я виолончелист.
– Ого! Как это сексуально!
– О да! В группе, конечно, на виолончели я никогда не играл. Начинал с гитары, потом добрался и до бас-гитары, был очень увлечен этим инструментом и даже получил звание одного из лучших бас-гитаристов Европы на фестивале Emergenza в Германии в 2011 году (занял 2-ое место). А потом захотелось чего-то нового, и я решил запеть. Вернее, пел я всегда, у меня даже был свой авторский проект «Элита», для которого я сам писал русскоязычные тексты и музыку…
– Не обидно, что у вас есть авторский проект и авторский продукт, а людям больше интересны вы, как исполнители каверов?
– Каждый выбирает для себя сам. Мы ведь можем исполнять каверы. А можем и не исполнять. Можем продвигать только авторский проект. Но, как правило, хорошо получается, когда есть разумный баланс: кавер-проект содержит авторский проект. В первую очередь – с точки зрения финансов. Ведь авторский проект требует немалых вложений: запись песен, фотосессии, съемки клипов и так далее. Да, можно сказать, что я занимаюсь кавер-творчеством, для того, чтобы развивать авторский проект.
– Как ты знаешь, сейчас в Минске очень много кавер-бэндов, многие из которых далеки от понятия «профессиональный». Как выживаете в условиях сильной конкуренции и демпинга?
– Совершенно спокойно! Мы делаем хороший продукт. Люди, которые вчера взяли гитару в руки и образовались в группу, вряд ли могут с нами конкурировать сразу. А профессиональных кавер-бэндов не так уж и много. Я вообще за свободу творчества! Пусть появляется как можно больше новых групп и музыкантов! Может, у нас рождаются новые Ленноны, никто ж не знает. Чем больше музыки, тем лучше. А потребитель сам выбирает то, что ему нравится и то, что ему доступно по цене.
– Хочешь сказать, что вам даже не пришлось снижать цены в этом году?
– Цены мы держим уже несколько лет. По сравнению с прошлым годом количество работы снизилось незначительно, но мы это связываем больше с экономической ситуацией, чем с большим количеством кавер-бэндов.
– Может, вы еще и налоги платите?
– Конечно! У нас есть все необходимые документы для ведения предпринимательской деятельности. Так что можем спать спокойно.
– А что с авторскими отчислениями? Как быть с ними?
– Да никак! Если мы работаем на каком-то официальном мероприятии, то, по идее, авторские должны отчислять организаторы мероприятия по заранее согласованному плэй-листу. Это, конечно, вопрос, требующий обсуждения и проработки. Пока, на самом деле, не понятно, что со всем этим делать. Вообще, я против государственного регулирования музыкального творчества. Пусть бы лучше сделали больше разных музыкальных центров, где люди могли бы вместе собираться, обмениваться опытом, что-то делать совместно. К сожалению, у нас каждый за себя. А хочется больше экспериментов, музыкальных фестивалей разных! Рок-н-ролл, фанк, джаз, этно! Пусть все развивается и живет! Мне не понятно, почему государство поддерживает только поп-музыку. Людям нужно давать выбор, тогда, возможно, что-то изменится.
Про любовь и дружбу.
– Вы с супругой все время вместе. Расскажите про историю вашего знакомства?
Олег и Таня хором:
– Это моя первая любовь!
Таня:
– Мы познакомились в детском лагере. Мне было 14 или 15 лет и это была моя первая и последняя поездка в лагерь. У нас была такая романтическая влюбленность, поцелуи в щечки и все такое. Олег уже тогда умел покорять девушек – он так красиво играл на гитаре и пел! Потом было несколько лет общения по телефону, дружбы, мы даже жили вместе по-дружески! прежде чем мы поняли, что любим друг друга и решили создать семью. Я вышла замуж за своего лучшего друга в итоге.
– Женаты 8 лет, знакомы 15… Наверняка, уже есть какая-то песня, посвященная Тане?
– Пока нет! Я оставил этот сюрприз на «золотую» свадьбу!:)
– Слушай, но ты такой симпатяжка и обаяшка. Да еще и звезда! Как удается справляться с повышенным женским вниманием и оставаться примерным семьянином?
– Я не знаю, никогда не задумывался над этим специально. Мне кажется, все происходит на каком-то подсознательном уровне. Наверное, у меня на лбу написано, что я влюблен в свою жену.
Таня:
– Я думаю, что Олег просто не дает повода. В первую очередь мне. Мы стараемся не афишировать наши отношения на людях, так что зачастую многие не знают, что менеджер группы является женой солиста. Бывает даже, что у меня девушки просят его телефон. Но меня это больше веселит, чем расстраивает Олег с ребятами отвечают за творчество, а я – за все остальное.
– Влияет ли менеджер на творческий процесс?
– Конечно, я часто спрашиваю Танино мнение, прислушиваюсь, но почти всегда делаю так, как считаю нужным. Я вообще редко делаю что-то в угоду кому-то. Творчество должно быть искренним, только тогда оно настоящее. Нужно делать то, что нравится и идет от души и сердца. А кому не нравится – это их проблемы. Я же не 100 долларов, чтобы нравиться всем:)
– Ты всегда мечтал быть музыкантом?
– Да! Ну, разве что клоуном еще! Шучу. Я, может, до конца этого не понимал в детстве. Мама мне рассказывала, что даже в цирке, я смотрел не на представление, а на оркестр. Мне так было интересно, что у них там происходит! Поэтому и пошел в музыкальную школу и хотел пойти учиться дальше в музыкальное училище им. Глинки на бас-гитару, или контрабас – я уже не помню. Но проспал вступительный экзамен. Так и остался неучем. Но я скорее этому рад.
– Сейчас ты занимаешься исполнением чужих песен, чтобы поддерживать свои…
– Штаны!
– Хватит меня смешить! Никогда не хотелось все нафиг бросить и пойти заняться чем-нибудь «серьезным»?
– Неееет. Я считаю, что я занимаюсь серьезным делом. Я музыкант и зарабатываю музыкой.
– Какие планы на будущее?
– Планы у меня глобальные. Я бы хотел заниматься не только исполнением и созданием музыки, но и, например, продюссированием… Конкретных сроков никаких пока нет. Точнее, о них я не скажу… Поживем – увидим. Я привык добиваться того, что хочу.
Фото Юлия Мацкевич