Бранч с Бертой

Ирина Юзвак: Лучшая работа для реализации своих знаний – ты сам

Проекты. Бранч с Бертой - Ирина Юзвак

В честь годовщины проекта шалим!

Всем привет! Меня зовут Ирина Юзвак. В прошлом – журналист, а в настоящем – директор Информационно-аналитического агентства «Бизнес-новости». Думаю, многие давно следят за проектом «Бранч с Бертой», в котором почти каждую неделю Берта выдает очередное вкусное интервью. Сегодня проекту — ровно год. И когда я недавно увидела в комментариях вопрос «а кто эта рыжая?», решила, что пора бы вспомнить молодость и действительно рассказать об этой «Рыжей», которую одни знают как певицу, другие – как маркетолога, а третьи не знают вовсе. Кто же такая мисс Берта? За бранчем в отеле Renaissance я расспросила ее о творчестве, проекте, селфбрендинге и мужчинах.

 

– Первый вопрос, что называется, из зала: «Кто такая БЕРТА?»

Во-первых, я позиционирую себя как певица – этому я посвящаю очень много времени, и именно ради этого я оставила работу в корпорации в марте этого года. Во-вторых, я PR-менеджер и занимаюсь пиаром больших концертов для компании ALLSTARS. Это занятие мне тоже очень нравится, потому что работа связана с музыкой, с музыкантами, я вижу процесс изнутри и имею возможность в нем участвовать, нарабатывать опыт и связи. В третьих, я делаю авторские проекты. Это, к примеру, журналистский проект «Бранч с Бертой», по поводу которого мы все здесь собрались. Или караоке-турнир для бизнесменов — совместный проект с Ольгой Тимкиной, соавтором Lady Boss. Ну и еще я веду блог, в котором пишу о том, что меня волнует, и о том, что меня интересует. В последнее время я серьезно взялась за его раскрутку и продвижение. Надеюсь, в скором времени он выйдет на топовые позиции. В общем-то пока и все…

– А теперь обо всем подробнее. Начнем с первого: у тебя ведь нет профессионального вокального образования?

Я окончила музыкальную школу по классу гитары, потом долго пела в хоре. Дальше я тогда не пошла — поступила на факультет журналистики. А сейчас я занимаюсь с профессиональным педагогом по вокалу, который счастлив, что меня не «испортили» ни в каком учебном заведении именно в этом плане…

– Я думаю, в юности у многих есть мечта стать певицей, но ты стала журналистом. Почему спустя столько лет ты вдруг к этому вернулась? У тебя ведь была хорошая карьера маркетолога. Не проснулась же ты однажды с мыслью: «Я хочу петь!»?

По сути дела так и было. Сколько я себя помню, я всегда пела в каких-то самодеятельных концертах, постановках и так далее. И часто слышала: в тебе умерла артистка! И моя творческая жизнь началась не сейчас, а несколько лет назад. Тогда я работала в компании «МТС» и занималась организацией BTL-мероприятий. Именно тогда я познакомилась со многими артистами, а с некоторыми даже подружилась. Однажды утром я проснулась и подумала как маркетолог: «А вот ведь удивительно свободная ниша! Нет никого, кто пробовал бы себя в стиле поп-рок и имел бы такую яркую внешность, как у меня». А если уж я что-то задумываю, я это делаю. Я в этом плане очень быстрый человек: решила – сделала. Нет времени на медленные танцы! Так что да, однажды утром я проснулась и решила стать певицей…

– И с чего ты начала?

Попросила своего друга – тогда директора группы Atlantica – устроить мне прослушивание у Алекса Дэвида. Где-то в глубине души я надеялась, что Алекс скажет: «Девочка, пой лучше в дУше!» – и я спокойно вернусь к карьере. А когда тебя слушает человек такого уровня и говорит: «Слушай, у тебя голос, как у Shirley Bassey! А если еще позаниматься с правильным педагогом, подтянуть, то будет вообще хорошо», то это вселяет в тебя огромную уверенность…

– Слушай, но даже уже когда у тебя начались выступления, я знаю, что были люди, которые, стоя в толпе говорили: «Неее, Берте лучше не петь». Тебя что больше мотивирует, когда тебя хвалят или когда критикуют?

Мне кажется, критикующие есть и будут всегда. Несмотря на то, что мой вокальный уровень сильно вырос по сравнению с тем, что было в самом начале. И несмотря на то, что мы с некоторыми из них даже дружим (смеется). Это мотивирует! Я очень хорошо воспринимаю здравую и объективную критику: не попала в ноты, напутала с формой, не моя песня, переиграла или еще что-то. Но когда человек говорит: «Что-то ваша эта Берта какая-то не такая», выражая свое субъективное мнение, не подтвержденное никакими фактами, так это меня совсем не трогает. Да и музыкальное направление, в котором я хочу дальше двигаться, тоже далеко не для всех.

– Прошло чуть больше года, когда ты снова активно занялась творчеством и музыкой, благодаря плотному сотрудничеству с Vip Jazz Андрея Славинского. Все-таки джаз – это не масс-маркет, и это действительно не для всех. Так резко: из поп-рока – в джаз?

То, что я делаю сейчас, – это огромная школа для меня, ведь замахнуться сразу на джазовое звучание – большая наглость с моей стороны! Конечно, я еще не все умею, не все могу, но эти недостатки, по мнению многих, компенсируются искренностью, артистизмом и харизмой. Безусловно, есть люди, которым я не нравлюсь, которые считают меня выскочкой или что я не на своем месте. Но они уже не могут сказать мне, что-то, что я делаю, – плохо. Потому что это не так.

– Твой проект Berta&VipJazz набирает обороты популярности. Во многом благодаря тому, что ты вкладываешь в него не только вокальный талант, но и профессиональные PR-знания…

Было бы странно, если бы я этого не сделала! Мы с Андреем Славинским разделили обязанности, и каждый занимается своим делом. Я заметила одну интересную вещь: большинство кавер-бендов, которые существуют на рынке, похожи друг на друга репертуаром. И я понимала: самое лучшее, что я могу сделать, чтобы заявить о себе и выйти на рынок, – это каким-то образом выделиться, отстроиться от всех. Помимо того, что я выделяюсь внешностью, низким голосом, это еще и репертуар. Я очень серьезно подошла к этому вопросу, и вместе с музыкантами мы сделали его уникальным, стильным и запоминающимся. Многие партнеры, с которыми мы работаем, говорят, что у нас один из лучших репертуаров в городе. Каждая новая песня, которую мы берем – это наше авторское прочтение, в которое каждый вносит свой вклад. Мне очень нравятся эксперименты: мы, например, можем сыграть быструю версию Skyfall, или Personal Jesus в джазе, или до неузнаваемости изменить Relax. Мне повезло работать с такими профессионалами, для которых это не проблема! Помимо этого, конечно, я занимаюсь продвижением и развитием собственного бренда – «Берта». И это только идет на пользу всему коллективу.

– Но ведь всегда приходит такой момент, когда ты «вырастаешь из штанишек» и хочется двигаться дальше. Взгляд со стороны: этот период если еще и не наступил, то вот-вот наступит. Легко быть классным и востребованным, когда ты перепеваешь хиты. Нет ли желания уйти в авторский проект или с этим проблема в Беларуси?

Конечно, желание есть. Мало того, даже репертуар есть. Мы сейчас начали работать над авторским проектом — это будет нечто особенное. И одно из первых выступлений, я думаю, будет даже не в Минске, а в Москве – в баре Ильи Лагутенко, если мы договоримся по условиям. Я как маркетолог вижу в этом большой потенциал. Я больше не буду идти на поводу у радиоформатов и делать то, что мне лично не нравится…

– А что, было такое?

Конечно! Приходилось наступать на горло собственному мнению в угоду радиоформату и желанию набрать популярность. Вот, к примеру, моя последняя песня «Бар зеленая тоска». Та версия, которую мы сделали для радио, – совсем не такая, какой вижу ее я. А вот когда мы ее играем в стиле «лаунж» — это то что надо!

– А какие требования у радио?

Мне кажется, что многие сами не понимают, что такое формат. Благо, что моя аудитория почти не слушает радио и не смотрит телевидение. Моя аудитория – это пользователи сети Интернет. Собственно говоря, там я и работаю, и туда направляю силы. Да, конечно, это приятно, когда твои песни ротируют, когда тебя приглашают в телепроекты. Это добавляет определенной популярности. Но мне кажется, нужно больше работать над собой, репертуаром и качеством музыки, и тогда твоя публика найдет тебя. Моя цель сейчас – подготовка и участие в крупном музыкальном фестивале или музыкальном проекте за границей. Я работаю над этим, а не над тем, как соответствовать критериям, которые мне чужды. Зачастую, как мне кажется, музыкальные редакторы сами не знают, что им нужно. Была такая история с моей песней, которую на одни ФМ-станции не взяли «потому что она шансон», а на другие – «потому что она НЕ шансон» (смеется). И кто же решит, шансон ли это? На самом деле, как мне кажется, в музыке сейчас происходит то же самое, что и в маркетинге, когда рекламные кампании становятся интегрированными, и ты уже не можешь отделить PR от BTL или ATL. И это работает только в комплексе. Так вот, в музыке тоже происходит нечто подобное: перемешиваются стили, направления, жанры. И это здорово, потому что дает больше возможностей для творчества. Я как-то услышала фразу, которая мне понравилась: «Я не хочу делать просто хорошую музыку, я хочу делать потрясающую музыку». А это всегда новаторство, и это то, куда я стремлюсь.

Сделай сам… себя.

– То есть в основном, ты продвигаешь себя в Интернет?

Пока что еще недостаточно хорошо. Это связано с тем, что тот материал, который у меня был, уже устарел. А новый – в процессе доработки. Это касается, например, моего канала на YouTube. Но у меня есть группы в соцсетях, где все могут ознакомиться с моим творчеством, узнать расписание концертов и последние новости. Сейчас мы больше работаем над живым контактом с публикой в заведениях города, чтобы как можно больше людей увидели и услышали нас «вживую». Узнаваемость, конечно, увеличивается, но работы еще непочатый край!

– Про тебя можно совершенно точно сказать, что ты «человек, который сделал себя сам». И я знаю про твое увлечение селфбрендингом – то есть созданием бренда самого себя. Это в самом деле работает?

Селфбрендинг – не новость, и этим инструментом давно уже пользуются маркетологи в других странах, создавая такие яркие примеры, как глава компании Virgin Ричард Бренсон, который посредством своей личности продвигает свой бизнес. Селфбрендинг хорош в двух случаях: во-первых – для творческих личностей, как, например, в моем случае, во-вторых – продвижение компании или бизнеса через личность ее владельца или топ-менеджера. Есть такие бизнесы, которым не нужен PR-отдел, а нужен один специалист, который будет работать с персоной. Это не для всех подходит, ибо не все люди готовы становиться публичными. Мне, например, нравится быть в центре внимания, и чхать я хотела на недоброжелательные высказывания. А есть люди ранимые, им публичность противопоказана, ибо они просто ее не выдержат. Хотя, на мой взгляд, при грамотном подходе бренд можно создать из любого человека. И мне это тоже очень интересно. Проверяю пока на себе – это работает. За год бренд «Берта» набрал много пунктов по критериям «узнаваемость» и «лояльность».

Расскажи о проекте «Бранч с Бертой», как его оцениваешь с профессиональной точки зрения?

Идея проекта родилась спонтанно за бранчем с генеральным менеджером отеля Renaissance. Концепцию мне помогла доработать прекрасный фотограф и мой хороший друг, а сейчас и партнер по проекту – Юлия Мацкевич. Проект – некоммерческий, он никем не заказан, и делаем мы его только потому, что нам это интересно. Моя тоска по перу вылилась в цикл светских интервью с интересными людьми. Честно признаюсь, я не ожидала, что проект выйдет за рамки Facebook. Но когда мы стали сотрудничать с LADY и просмотры некоторых интервью перевалили за десятки тысяч, я поняла, что мы все сделали правильно с точки зрения подачи информации, выбора гостей и так далее…

– Ой, как много всего наговорили. А давай про девочковое! Где в этих всех софитах, феерии, конфетти, овациях и цветах место для мужчины?

Да после моего громкого развода вся страна переживает, как же я теперь одна. (смеется). Да, я не в отношениях. И, безусловно, все это безумное количество проектов – чистой воды сублимация, которая возникает, чтобы заполнить пустоту. Быть одной – далеко не просто. Многим кажется: вот сейчас разведусь, буду свободной: хочу халву ем, хочу – пряники, и у меня начнется новая жизнь! Да, это все красиво и весело со стороны. Но, тем не менее, хочется, чтобы рядом был любимый человек. Это нормальное желание для любой женщины. И я уверена, что мой мужчина скоро меня найдет…

– А каким он должен быть?

Хочется, чтобы он разделял мои жизненные ценности: любил детей, ценил семейные узы, уважал родителей. Однозначно – состоявшийся в жизни человек, у которого есть свое дело – это очень важно для мужчины. И неважно, делает он доски для серфинга или нефть качает, он должен быть увлечен своим делом, а не просто ходить на работу с утра до вечера, ругая начальника, коллег и неудобный офис. Этот мужчина должен быть воспитан в гендерном плане, в том смысле, что он должен уважать женщину как женщину, ее мнение и без замашек «босая, беременная, на кухне». Чувство юмора — это просто обязательно! И человек должен быть щедр душой… Боюсь, что я хочу слишком многого…

– А представь, что такой мужчина пришел в твою жизнь и говорит тебе: «Девочка моя, все к твоим ногам, но вот мне не очень комфортно, когда ты на сцене и когда на тебя смотрят другие мужчины»… И все в таком духе. Готова ли ты оставить все ради своего мужчины и, например, ребенка?

Я уверена, что все можно прекрасно совмещать. И мужчину, и ребенка, и творчество. Но! Мой мужчина совершенно точно так не скажет, потому что так может сказать только неуверенный в себе мужчина, который считает женщину своей собственностью и хочет ее «перепрятать». Наоборот, мой мужчина будет гордиться мной – вот такого отношения я жду. И не потому, что я такая сильная, «включать девочку» я тоже умею. Проблема в том, что многие мужчины «включают девочку» не хуже меня. Но у меня есть время подождать. Сейчас пришел такой момент, когда «замуж ради замужа» – не цель, отношения ради отношений – не нужны, работа ради работы – неинтересна. Я могу себе позволить делать только то, что мне действительно хочется, что мне действительно нравится, что я действительно люблю.

 

Фото Юлия Мацкевич